Туризм и экспорт: беседа с бизнесменом о перспективах Крыма.
Что значит экспорт в туризме? Как Центр поддержки экспорта может помочь туристическому бизнесу? Зачем ездить на бизнес-миссии? Об этом и многом другом мы поговорили с Евгением Литвиненко, руководителем туристической компании «Ганеша Тревел Групп».
– Вы давно в туристическом бизнесе? Когда решили выйти на экспорт?
– Мы работаем с 2009 года. Изначально занимались выездным туризмом. То есть, возили туристов из Крыма. Экспортом как таковым не занимались. По сути, туризм не является экспортной сферой в классическом понимании. Это слово больше характеризует продавцов товаров. У нас в Крыму есть экспортеры-поставщики зерна, например. Тем не менее, в туризме экспорт – это когда вы предлагаете свои услуги клиентам в других странах, чтобы они приезжали к вам. Въездным направлением мы стали заниматься после 2014 года.
Выход на сотрудничество с компаниями за рубежом – процесс постепенный, но интересный. На данный момент около 90% всей нашей работы составляет выездной туризм, но как раз сейчас мы прикладываем усилия для создания будущего въездного потока.
– Что вас подтолкнуло к расширению горизонтов и выходу на иностранный рынок услуг?
– Около года назад меня познакомили с региональным Центром поддержки экспорта. Я походил на семинары и понял, что не стоит бояться и как-то отгораживаться от работы с экспортом, от государственной поддержки. Главное – правильно объяснить, как можно сотрудничать. С поддержкой организации мы можем успешно договариваться с другими странами.
– Вы участвуете в бизнес-миссиях и поездках Центра?
– Да, довольно активно. Мы ездили на самую крупную туристическую выставку России MITT – Московская международная туристическая выставка.Также посетили Азербайджан, Китай. Вели переговоры о том, чтобы привозить группы туристов к нам в Крым. Благодаря Центру, мы заключили договоры на прием туристов с Индией, Израилем и Китаем.
– Туристов из каких стран вы уже возили по Крыму?
– К нам группой приезжали вьетнамцы. Мы им показали ЮБК. Группа небольшая, около 20 человек. Но все еще впереди. Например, сейчас разрабатываем программу ознакомительной поездки для китайских тур операторов. Реализуем задумку в ближайшие месяцы.
– Какие ещё планы на будущее?
– Много идей, много вариантов сотрудничества. Мы работали над сбором туристических групп в Италии: путешествия в Крым для итальянских пенсионеров. Пока что работа приостановилась. Планируем все же развить направление, ведь мы можем много интересного рассказать итальянцам: показать крепости, которые строили их соотечественники, показать дворцы.
– Какие отношения у вас сложились с конкурентами в Крыму?
– Очень цивилизованные и взаимовыгодные. Мы общаемся. У каждого по Крыму есть свои квоты по отелям, например. Мы предоставляем друг другу скидки. Здоровая конкуренция.
– Что самое главное в туристическом бизнесе?
– Я думаю, что главное – это умение правильно подобрать тур, слушать и слышать своих клиентов. Все люди разные и бюджет у них разный. Мы предлагаем услугу индивидуальных туров, то есть собираем тур с нуля по пожеланиям туриста. Важно, чтобы у каждого человека остались хорошие впечатления, приятные воспоминания.
– Можете дать совет другим предпринимателям из вашей сферы? Какие ресурсы необходимы для выхода на экспорт?
– Как я уже сказал, важно не бояться сотрудничать с такими структурами, как Центр поддержки экспорта. Бизнес-миссии помогают найти новые дороги для бизнеса, обзавестись контактами. Ваша дальнейшая задача в том, чтобы эти контакты не потерять, а задействовать в плодотворной работе.
Самый важный ресурс – это время: ведение переговоров, накопление ресурсов для очередной командировки, составление планов и прочее. Не каждая бизнес-поездка обязательно будет быстрой и успешной. Это важно понимать и не опускать руки, если что-то пошло не так.